Главная Живое Ремесло
НовостиГалереяСтатьиМагазинОтзывыКонтакты

Итальянская соломка. Соломенные шляпки.

В настоящее время ремесла начинают возрождать по всему миру. Италия тут не исключение, а плетение соломенных шляп – это традиционно итальянский вид ремесла и промысла. Быть историческим центром итальянского соломоплетения весьма успешно и не без оснований претендует Флоренция. Посмотрим, что на эту тему говорят сами итальянцы:

Флорентийская соломка

Сегодня трудно себе представить и даже забавно подумать, что на протяжении восемнадцатого века, дамы и молодые девушки из хороших семей были готовы на все, лишь бы иметь в своем гардеробе "Соломенную шляпку из Флоренции". Это даже вдохновило французского драматурга Эжена Мари Лабиш (1815-1888) написать восхитительный, полный сложных и комичных ситуаций водевиль «Le chapeau de paille d'ltalie» (Соломенная шляпка, 1850 г.).

Соломенные шляпы фото с сайта http://www.osservatoriomestieridarte.itСоломенные шляпы производились почти всюду в окрестностях Флоренции (провинция региона Тоскана), но город Синья был столицей промысла, где в скором времени выросла настоящая империя по производству шляп. А треть пахотных земель Тосканы засевалась зерном не в продовольственных целях, а для получения урожая соломы, наиболее пригодной для плетения. История с выращиванием соломы (а не зерна) вскоре повторилась в соседних с Тосканой регионах Романье и Марке и даже на севере страны – в регионе Венето. Занятых в отрасли насчитывалось от 80 до 100 тысяч человек, преимущественно это были высококвалифицированные плетельщицы, которые с особенным мастерством создавали невероятно длинные соломенные ленты – плетенки. Этой продукции, этой плодотворной деятельности, которая в свое время сделала очень богатыми окрестности города Синья, в конце 20 века были посвящены многочисленные выступления, которые завершились торжественным открытием в Синье музея соломы и плетения (Museo della Paglia e dell'Intreccio) в 1997 году. Мы уже говорили, что Синья была столицей плетеных соломенных изделий, особенно шляп, и как все итальянские столицы имела своего «соломенного короля» или, лучше сказать, основателя – Доменико Микелаччи (Domenico Michel a cci), именем которого и назван музей. Микелаччи или, как его называли, болоньезец, потому что он приехал из Болоньи, поселился в Синье в 1714 году.Конечно, плетение из соломы существовало в Синье и до Микелаччи, и даже будучи низкого качества, соломенные изделия уже пользовались спросом у речных торговцев, которые возили свои товары в Ливорно – крупный морской порт, а там уже продавали иностранцам, более всего ценившим искусную манеру плетения этих изделий. фото с сайта http://www.terracinquenodi.itОднако Микелаччи скоро понял: чтобы завоевать рынок, нужно производить товары лучшего качества, что было невозможно при работе с достаточно грубой соломой, остающейся после жатвы. Для этого необходимо использовать более тонкий, изящный материал. Четыре года исследований, экспериментов и испытаний не принесли ему каких-либо значительных результатов. И вдруг ему пришла мысль: нужно засевать поля так, чтобы вырастали самые длинные и тонкие стебли, не обращая внимания на урожайность. И таким образом, несмотря на критику из-за маленьких колосьев, лишенных «дара Божьего» - зерна, из этих тонких рахитичных стеблей, отбеленных солнцем и росой, руки мастериц-плетельщиц создали никогда прежде невиданные шляпы, которые вызвали восхищение даже у скептиков. Именно эти шляпы Микелаччи повез в Ливорно, где очень быстро продал их иноземцам и получил внушительные заказы на следующий год. Это было очень благоприятное зарождение самого настоящего производства соломенных шляп, которое сделало регион богатым и привело к возникновению большого количества предприятий, занятых в этой индустрии. Продукция большей частью шла на экспорт в Париж, Лондон, Дрезден, Нью-Йорк, Вену, Каир, Мальту, Мексику, Лиму, Панаму, Гватемалу, Гавану, Берлин, Константинополь и другие места.

Производство соломенных изделий оставалось в Тоскане основным, по крайней мере, до 1929 года, когда произошел крупный экономический кризис, и просуществовало еще немного после второй мировой войны. фото с сайта http://www.terracinquenodi.itХотя и сегодня есть еще несколько домашних хозяйств, занимающихся этим ремеслом. Местные власти оказывают поддержку, чтобы оно стало процветать, как прежде. Музей соломы и плетения им. Доменико Микелаччи был открыт при их непосредственном содействии. В музее содержатся фотографии периода расцвета соломоплетения в Синье; многочисленные виды более или менее изысканных плетений, которые позволяют окунуться в ту волшебную атмосферу; машины и механизмы, использовавшиеся в ремесле и подаренные музею предприятиями, некоторые из этих предприятий до сих пор функционируют. Есть в этом музее очень ценная коллекция соломенных кружев, выполненных в швейцарской технике. Коллекция найдена в другом флорентийском городке Фьезоле. Среди шляп, выставленных в музее, есть такие, которые и сегодня можно носить, а есть действительно уникальный образец (один из трех выполненных в середине 19 века экземпляров) – это шляпа с широкими полями, принадлежавшая Австрийской королеве.

Феномену «флорентийской шляпки» есть весьма простое объяснение:
Тому, что флорентийские шляпки были широко распространены в мире, в первую очередь способствовало наличие речного и морского торговых путей. Т.е. по сравнению с другими регионами и провинциями Италии Флоренция была наиболее удачно расположена по отношению к торговым путям. Тем не менее, выращиванием зерна и, соответственно, плетением шляп занимались и в соседних регионах. Предприимчивые итальянцы из регионов Марке, Венето, Романья нередко свозили во Флоренцию свои шляпы, откуда и они расходились по всему миру. Так что "флорентийская шляпка" могла иметь вовсе не флорентийское происхождение.

В Италии существует еще, по меньшей мере, три музея соломенных шляп, каждый из которых представляет все этапы развития и существования соломенного промысла в своем регионе. И в каждом музее упоминается, что этот промысел типичен для их региона.

В 2010 году в музее «Соломенная шляпка» – регион Марке, провинция Фермо, коммуна Монтаппоне – прошла выставка работ лучших мастеров под названием «Сумасшедший шляпник» ( фото ).
Еще один «Музей соломенной шляпы» находится в этой же провинции Фермо, коммуна Масса Фермана, музей расположен на первом этаже старинного замка.
В конце июля-начале августа в этих музеях устраивают историческую реконструкцию античной обработки соломы и производства шляп. В это время в музеях можно увидеть старинный способ выставлять шляпы на продажу: античные торговцы с такой длинной палкой – бастоне – увешанной шляпами, за летний сезон, который в Италии достаточно длинный, обходили множество провинций и ярмарок. Интересный экспонат музея коммуны М. Фермана – сортировочная машина в действии, служила для того, чтобы разделять солому по диаметру стебля.
Третий музей находится в коммуне Маростика, северного региона Венето.

Интересные факты:

  • Отличительной особенностью итальянских шляп являлось их плетение: они плелись из очень тонких, но целых стеблей, а не из расщепленных как в остальной Европе. А когда из плетенки сшивали шляпу, то края плетенки сшивали встык, а не внахлест, поэтому итальянские шляпы были и легче и изящнее остальных.
    (источник http :// www . strohstiftung . ch / )
  • Универсальным названием итальянских шляп в Европе было leghorn (~ ливорнийские), по названию порта, откуда они вывозились. И в настоящее время термин leghorn означает «итальянская соломка».
    (источник http://www.museopaglia.it/ )

Статья подготовлена по материалам очерка Bruno Daddi (оригинал).

© "ЖИВОЕ РЕМЕСЛО". Все права защищены.
Запрещается использование материалов без ссылки на сайт http://www.strawcraft.narod.ru
     
Хостинг от uCoz