Главная Живое Ремесло
НовостиГалереяСтатьиМагазинОтзывыКонтакты

Плетение из соломы: немного истории

Совершенно очевидно, что плетение из соломы напрямую связано с культом зерна, хлеба и земледелия и зародилось примерно в то же время, когда человек начал возделывать землю и собирать первые урожаи. Имеются свидетельства, что первые приемы плетения природных материалов были известны еще до нашей эры.горшки Кроме того, практичность человека заставляла его использовать огромное количество соломы, остающейся после уборки урожая. Ее использовали для укрытия крыш, как корм и подстилку скоту. Плетеные чаши использовали в быту, а детям из пучка соломы сворачивали незатейливых кукол, украсив их лоскутками ткани. У разных народов были свои характерные куклы. И уж, конечно, естественное желание человека защититься от дождя и палящего солнца, быстро привело к появлению соломенной шляпы, пожалуй, самого легкого из всех головных уборов. Итак, первое, что начали изготавливать из соломы, – это обрядовые и обереговые изделия, шляпы и предметы домашнего обихода. Первое письменное упоминание о соломенной шляпе относится к концу X века. Известно, что в это время большие соломенные шляпы были частью экипировки саксонских воинов. В XV-XVI веках соломенная шляпа была уже широко распространена в Европе. Этот головной убор носили как простолюдины, так и знать. В Швеции в начале XVI века соломенные шляпы назывались «шинхут», что значит «шляпа от солнца». Первоначально такие шляпы носили мужчины, позднее под тем же названием соломенная шляпа стала использоваться и женщинами. Широкое распространение в женском костюме соломенные шляпы получили на юге Европы – в Италии, Франции. В XVI – XVII веках соломенная шляпа становится одним из самых популярных головных уборов.

В начале XVIII века в местечке Синья ( Signa ), Флоренция впервые сеют зерно не в продовольственных целях, а для получения урожая соломы, наиболее пригодной для плетения. Известно, что самая хорошая солома бывает, когда зерно только набирает молочно-восковую спелость. Такое зерно в то время не годилось для хранения и шло на корм скоту. Эта инициатива поистине явилась революционной, и благодаря ей Флорентийский регион стал производителем соломенных шляп лучшего на Западе качества. Посредством морского и речного транспорта флорентийские шляпы быстро распространились на Запад и по всему миру.

В XVIII – XIX веках большую популярность приобрело швейцарское кустарное производство соломенных шляп. Продукция его ведущих центров отличалась высоким качеством и всегда следовала направлениям моды.

По работам известных западных художников XVIII- XIX веков можно судить о невероятной популярности и бесчисленном множестве вариантов соломенных шляп. Широко известны, например, многочисленные автопортреты в соломенной шляпе Винсента Ван Гога. У знатных особ имелись шляпы не только для разного времени года, но даже для разного времени дня!

Элизабет Виже Винсент Ван Гог

Элизабет Виже - Лебрен.
Автопортрет в соломенной шляпе. 1782 г.

Винсент Ван Гог.
Автопортрет в соломенной шляпе, зима. 1887 г.

Улей-сапетка
Улей-сапетка. Фото Tony Hutchings

У славянских народов (Белоруссия, юг России, Украина) первые изделия из соломы были преимущественно обрядового и бытового характера. У всех народов есть традиция сжигания соломенного снопа или чучела – у кого на Рождество, у кого на Масленицу – что символизирует их будущее возрождение в новом урожае. У каждого народа есть обрядовые фигурки, вместе с которыми встречали весну, собирали урожай, играли свадьбы и устраивали народные гуляния. Все эти праздники были связаны с культом урожая. А в соломе по поверьям древних живет Дух хлеба. Являясь великолепным пластичным и прочным материалом, солома использовалась для создания бытовых достаточно больших емкостей в технике спирального плетения. Такие емкости – соломяники по-украински – использовались, например, для хранения продуктов, зерна. В южных безлесых районах ульи – сапетки – выполнялись не из дерева, а из соломы в этой же технике. К XIX веку в Белоруссии также популярны соломенные шляпы. Считается, что плетение шляп – это один из исконных белорусских промыслов, который развивался самостоятельно и на него не оказывали влияния европейские традиции. А в Россию плетение соломенных шляп было занесено немцами, колонистами, водворившимися по берегам р. Волги во второй половине XVIII века. Плетеные шляпы и у славян завоевывают популярность, для их изготовления создаются артели, и этот промысел приносит доход.Можно сказать, что с развитием промышленности происходит постепенное угасание соломоплетения, после середины XIX века промысел на всей европейской территории приходит в упадок.

Возрождение его началось во второй половине ХХ века силами белорусских мастеров. Поэтому в современном мире соломоплетение считается исключительно белорусским искусством, и в Белоруссии оно чрезвычайно популярно. В действительности же, плетение из соломы традиционно и характерно практически для любой местности, где выращивали хлеб, хотя во многих местах оно или напрочь забыто, или все еще непопулярно. Хотя следует отметить, что современные мастера по всему миру многое перенимают от белорусов.

В современном мире плетением из соломы занимаются также в Украине, России, Венгрии, Польше, Голландии, США, Англии и других странах Старого и Нового Света, а также в Азии.

Характерные для Азии соломенные изделия, выполненные преимущественно из рисовой соломы, – это циновки, знаменитые конические шляпы и варадзи – японский вариант русских лаптей.

Среди культовых и обрядовых вещей можно особенно выделить Shimenawa – священную японскую веревку, символ чистоты.

Шименава фото с сайта http://japanesedolls.ru/

    Статья подготовлена с использованием материалов:
  • книги "Плетение из соломки. О.Лобачевская";
  • сайта http://www.museopaglia.it
© "ЖИВОЕ РЕМЕСЛО". Все права защищены.
Запрещается использование материалов без ссылки на сайт http://www.strawcraft.narod.ru
     
Хостинг от uCoz